Авиационная безопасность — комплекс мер, а также людские и материальные ресурсы, предназначенные для защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства. С точки зрения российского законодательства, авиационная безопасность определяется как состояние защищённости авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации.
Ежедневно сотни тысяч людей пользуются услугами гражданской авиации, что является потенциальной целью для терроризма и других форм преступности из-за наличия большого количества людей в одном месте. По данным международных источников только в 2013 году в мире гражданской авиацией было перевезено свыше 755 миллионов зарегистрированных пассажиров.
После террористических актов 11 сентября 2001 года в США, когда угнанные воздушные суда террористы использовали как смертельное оружие, во многих странах мира изменилось отношения к авиационной безопасности.
Во многих странах изменилось законодательство с целью усиления авиационной безопасности. В США принимается Закон об авиационной и транспортной безопасности (англ.)рус. и создается «Администрация транспортной безопасности» (англ. Transportation Security Administration (TSA)). В Канаде создается «Канадская служба безопасности воздушного транспорта» (англ. Canadian Air Transport Security Authority (CATSA)).
В Европейском Союзе в 2002 году Постановлением №2320/2002 введено требование о проведении проверок безопасности на всех пассажирских рейсах, в том числе внутренних. А Регламент (ЕС) № 300/2008 Европейского парламента и Совета устанавливает общие в Европейском союзе правила защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства. безопасности при аэропортах (Шереметьево, Домодедово).
Рентгеновские сканеры и металлоискатели, используемые для проверки пассажиров службой авиационной безопасности аэропорта
Основными целями обеспечения авиационной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование воздушных судов, аэропортов и аэродромов, защита интересов личности, общества и государства в сфере деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства.
К актам незаконного вмешательства относятся акты или попытки совершения актов, угрожающих безопасности воздушного транспорта, например: незаконный захват или уничтожение воздушных судов (ВС); захват заложников на борту ВС или на аэродромах; насильственное проникновение на объекты гражданской авиации или размещение на них оружия, опасного устройства или материала с преступными целями; использование ВС с целью причинения смерти, тяжелых телесных повреждений или серьезного ущерба имуществу или окружающей среде; сообщение ложной информации, ставящей под угрозу безопасность ВС, пассажиров, членов экипажа, наземного персонала или общественности, в аэропорту или в расположении иных объектов гражданской авиации.
В Российской Федерации авиационная безопасность, как часть транспортной безопасности регламентируется Федеральным законом Российской Федерации от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», а также Постановлениями Правительства РФ и приказами Министерства транспорта РФ.
Все мероприятия по обеспечению авиационной безопасности предусмотрены международными стандартами Международной организации гражданской авиации (ИКАО) в области защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, и разрабатываются с учётом требований, установленных международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом «О транспортной безопасности» от 09.02.2007 № 16-ФЗ, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации, в том числе международных договоров в сфере гражданской авиации, в части обеспечения транспортной безопасности осуществляет Ространснадзор.